Медиация: суда можно избежать
Конфликты в ходе коммерческой деятельности возникают регулярно, и их судебное разрешение прочно вошло в деловую практику. Тем не менее, любой судебный процесс требует привлечения значительных ресурсов, и поэтому, перед тем как обратиться в суд, необходимо использовать все возможности досудебного урегулирования. Одной из самых эффективных подобных возможностей является медиация – процедура альтернативного решения споров с участием нейтральной третьей стороны (посредника).
Основные принципы медиации
Проведение процедуры медиации базируется на ряде принципов, в числе которых:
- Добровольность – обе стороны участвуют в переговорах без принуждения и могут в любой момент прервать процедуру.
- Взаимоуважение – в процессе переговоров стороны ведут себя корректно по отношению друг другу и стремятся найти решение, устраивающее всех.
- Конфиденциальность – все, что произносится в зале переговоров, не покидает его стен. Исключение составляют случаи, когда в процессе медиации затрагиваются интересы широкой или неограниченной группы лиц.
- Равноправие сторон – все участники равны на переговорах и свободны в принятии окончательного решения.
- Беспристрастность медиатора – посредник не представляет интересы одной из сторон, а способствует поиску решения, устраивающего все стороны, вовлеченные в конфликт.
Функции посредника
Роль медиатора в процедуре очень значительна. Еще раз повторимся – он не представляет интересы одной из сторон (как, например, адвокат в судебном процессе), а содействует нахождению конструктивного решения, устраивающего всех участников. Для этого медиатор выполняет следующие функции:
- создание оптимальных условий для конструктивного и корректного диалога между участниками конфликта;
- недопущение перехода переговоров в деструктивное русло;
- недопущение дискриминации прав одного из участников;
- консультирование участников по вопросам законодательства;
- указание участникам на различные возможности решения конфликта;
- обеспечение конфиденциальности переговоров.
Следует отметить, что грамотный посредник должен быть не просто хорошо подкован в юридических вопросах, но и иметь опыт в практической психологии конфликтов, что позволит ему найти выход в самых сложных и запущенных конфликтах. Участие посредника позволяет по-новому взглянуть на проблему и увидеть новые возможности ее решения.
Сферы применения медиации
Благодаря высокому уровню эффективности медиация находит применение в самых разных сферах гражданско-правовых отношений. Условно конфликты, решаемые методом медиации, можно разделить на 2 группы:
- конфликты между участниками делового оборота (компаниями, индивидуальными предпринимателями, их клиентами и т.д.);
- внутренние конфликты организации (конфликты между руководителями и персоналом, между учредителями, между руководством и акционерами и т. д.).
Эффективность медиации обусловила применение этого метода в международных отношениях – для решения конфликтов между государствами.
В любой из этих ситуаций медиация позволяет достичь значительных успехов и решить конфликты, которые казались безвыходными. Медиация имеет массу преимуществ перед судебным разбирательством, так как экономит средства, время и нервы участников конфликта, не наносит ущерба деловой репутации и позволяет найти наилучший выход из затруднительной ситуации. Также медиация оставляет возможности для дальнейшего сотрудничества сторон, что не всегда возможно после арбитражного процесса.
Юридическая компания «Consul Garant» имеет длительный опыт в области проведения процедур медиации. На нашем счету – множество урегулированных конфликтов различной степени сложности. Если Ваша компания столкнулась с необходимостью разрешения внутреннего или внешнего конфликта, мы предлагаем организовать переговоры с Вашим контрагентом и выступить в роли посредника. Наши квалифицированные специалисты помогут найти решение, устраивающее и Вас, и Ваших оппонентов. Мы уверены: если существует возможность мирного разрешения конфликта, то мы ее обязательно используем.